Как сшить развивающую книжку своими руками

Опубликовано 16.05.2017

Всем привет!

Сшить развивающую книжку — долгое время было моей мечтой, и вот она осуществилась! Ура! ))))

Я с удовольствием отшивала каждую новую страничку и снимала по каждому этапу работы видеоролик 🙂 Это был настоящий марафон — длинная дистанция, потребовавшая от меня упорства и терпения в шитье. А кроме того, мне в очередной раз пришлось поработать над собой, чтобы мой перфекционизм мне не затмил солнце )))

И сейчас я победно выкладываю сразу 10 видео на тему пошива развивающей книжки!

Вдохновила меня на это шитьё Евгения Плясова, организовавшая бесплатный совместный пошив в группе Вконтакте, а так же все девочки, кто шил вместе со мной и делился фотографиями своих страничек — я всякий раз, видя, что творят мамочки-мастерицы для своих деток, тоже загоралась энтузиазмом и шила в предвкушении радостного результата. И результат — это, конечно, игра ребёнка с книжкой, детский интерес, радость, удивление и овладение всеми пуговками-кнопочками-кармашками и прочим богатством, которым я старалась наполнить странички.

Есть тут и страничка с осьминогом:

Главное в этой страничке, чтобы фетр был не очень тонким, ведь я шила в один слой осьминожку. Хотя некоторые девочки в совместном пошиве осьминога сшили двухслойного, причём тогда можно его сделать разного цвета — например, с одной стороны розовый, с другой голубой фетр использовать. Понятно, что у настоящего, живого осьминога щупальца слишком длинные и тонкие, чтобы их можно было реально-натурально воплотить в развивающей детской книжке. Поэтому, конечно, стилизованного, мультяшного с толстенькими ножками шьём «животного»)))

Потом была медуза:


И страничку с медузой, по словам опытных швей-мастериц, наиболее любят самые маленькие детки. Теребить все эти бусинки, фигурки, ленточки и колокольчики — это же сплошное удовольствие для малышей! А бантик развязывать? Это, вообще, тема))) Главное развязать! А уж мама пусть завязывает — ей полезно тоже мелкую моторику развить)))

Дальше я сшила страничку с рыбкой и жемчужиной:

В этой страничке можно добавить ещё под каждую чешуйку рыбки из фетра какую-нибудь мелкую пуговку или бусинку. У меня просто не оказалось на момент шитья таких мелких бусинок-фигурок и я решила ограничиться тем вариантом, что дала, как основу, Евгения в своём мастер-классе. Если же вы решите, что бусинки там просто необходимы, то они должны быть плоскими, не более 5-8 миллиметров в размере, чтобы чешуя из фетра скрывала их и можно было бы их искать, заглядывая под каждую чешуйку. Если бусинка будет крупнее, то вся чешуя будет просто стоять дыбом, что, я думаю, будет не очень симпатично. Но и тот вариант, что я сшила, вполне интересен — искать черепаху, спрятавшуюся за водорослями, двигать по шнурку крабика, открывать раковину и находить жемчужину… ах… мечта)))
Следующая страничка была с котиком, который является самостоятельной, съёмной игрушкой-искалкой:


Для первого раза я взяла полиэтиленовую плёнку для окошка этой игрушки, а потом заказала и использовала плёнку силиконовую — она более прозрачная, более прочная, не трескается и не царапается от долгих детских игр — во всяком случае так говорят мастера по развивающим игрушкам и я им охотно верю. Действительно, у меня не получилось порвать руками силиконовую плёнку. А вот полиэтиленовую, такой же толщины, плёнку я руками разорвать могу. Конечно, в игрушке-искалке вряд ли будет создано такое сильное натяжение на это окошко, что оно порвётся. Но вот прозрачность силикона явно больше по-сравнению с полиэтиленом. И это хорошо — потому что более ярко видны все фигурки и бусины, которые малыш будет искать в «пузике» у котика.
И ещё хочу предупредить тех, кто будет шить подобную страничку, что если вы решите в своей развивающей книжке сделать выворотные странички, то фетр для сыра не используйте слишком толстый, ведь он доходит до краёв страницы, и когда выворачивается страничка, этот угол с фетром становится слишком толстым. С другой стороны и слишком тонкий фетр использовать не стоит, т.к. ребёнок наверняка будет за «дырочки в сыре» тянуть, зацепляться пальчиками, и если фетр тонкий, он может порваться. Так что средней толщины фетр должен быть в этом элементе.

После котика мы шили страничку с божьей коровкой и её детками:


Очень понравился результат)) Хотя возиться долго пришлось — такие мелкие детальки там, эти чёрные точки на крылышках у божьих коровок, замучаешься вырезать и пришивать. А подвижные глазки у мелкоты — их же под микроскопом надо рассматривать))) Но красота требует жертв! Зато как ярко и живописно они смотрятся. Некоторые, я видела, точки этим малышам не пришивают, а рисуют маркером не смывающимся. Или бусины чёрные пришить можно. Не знаю, может быть, это хороший вариант, но мне захотелось сделать всё из фетра и пришить. Немного выпуклая получилась большая божья коровка-мама, потому что там под брюшком у неё, под чёрным фетром, спрятаны узелки на шнурках-лапках. В принципе, этого можно избежать, если шнурки просто хорошенько оплавить и потом, пришивая брюшко по периметру, делать хорошие закрепки на каждой лапке — я думаю, что не выдернется тогда шнурок и можно обойтись без узелков под брюшком.

Следующая страничка моей книжки-развивашки — это дерево, с которого можно собирать яблочки, а в дупле у него живёт сова)

Тоже довольно симпатично получилось сшить эту страницу — тут и солнце на магнитной кнопке и вязанная туча с дождиком-бубенцами, а в траве заяц прячется и девочке можно помогать собирать урожай. Как про погоду, так и про времена года можно поговорить здесь — рассказать ребёнку, что яблочки зреют летом и осенью. А сова летает только по ночам, а днём прячется в дупле, спит пока светло. Короче говоря, яблоки я люблю — и шить и есть)))

После этого я сшила страничку с тактильным цветиком-семицветиком:


Довольно массивный получился цветок, потому что я старалась выровнять и укрепить лепестки так, чтобы они были одинаковой жёсткости, несмотря на различные наполнители в серединке. Равняла их под первый, зелёный лепесток, в котором использовался декоративный настил «травка» — а он весьма жёсткий сам по себе, плюс ещё фетр. Поэтому в других лепестках пришлось использовать воротничковый дублерин, а в итоге лепестки почти не гнулись. Не знаю вот только, хорошо это и плохо.  Это был удачный вариант для страничек, которые не нужно выворачивать, но если же выворачивающийся вариант вы выберете, то такой объёмный и жёсткий цветок да ещё с крышечкой от бутылки посерединке будет трудно выворачивать. Во всяком случае, мне пришлось потрудиться, чтобы вывернуть эту страничку, когда я собирала книжку. Однако, я осталась довольна результатом )) Касаться подушечками пальцев всех этих камешков, меха, травки — это же такой релакс))) Металлические заклёпки на мочалке, гладкая плёнка и стразы под сеточкой, конечно, им уступают по ощущениям, но выглядят тоже не плохо. И думаю, что ребёнку будет интересно, заглядывая под лепестки цветка, находить пуговки и рассматривать, кто  там какого цвета. Особенно мне понравился слоник серебряно-сиреневый — милота просто ))

Последняя страничка нашего совместного пошива была с лицом со съёмными деталями:

Это самая моя любимая страничка) Тут плещется море эмоций и настроений, а детки очень хорошо чувствуют настроения взрослых и понимают по лицу, что сейчас с мамой лучше не спорить, а сделать, что она сказала, потому что она хмурит бровки и совсем не улыбается))) а вот она улыбнулась — значит можно с нею поиграть — она в хорошем настроении! То есть на этой страничке можно обыгрывать ситуации, произошедшие в реальной жизни, с самим ребёнком, с его близкими и друзьями. Проговаривая эмоции, обозначая их на лице в развивающей книжке, ребёнок учится лучше управлять ими в своей собственной жизни, а это уже большая помощь малышу в становлении его личности и характера.

Единственное, что в работе над этой страничкой мне показалось трудным — это маленький размер деталей из фетра, из-за чего не получается в полной мере передать весь спектр эмоциональных переживаний. Нарисовать лицо с эмоциями легко, но вот сшить из фетра все эти тонкие изгибы — не просто. Вспомните мультик про девочку «Головоломка», где были такие персонажи, как радость, печаль, страх, гнев и отвращение. Всего пять чувств, а ведь их в реальности гораздо больше. Но мимикой на лице они выражаются не настолько разнообразно, чтобы можно было передать грубым фетром небольшие наклоны уголков губ и бровей, прищур глаз, напряжение в области лба или подбородка. Я пробовала сшить губы, которые показывают страх и отвращение — у меня не получилось. Точнее, получилось некрасиво и совсем не очевидно, что это именно  эти эмоции… Ну и хорошо — решила я!))) Значит, не будет у нас на лице такого безобразия! ))) Нечего детей маленьких пугать! А вообще, конечно, задумка интересная и если всё в два раза крупнее исполнять, то для работы детского психолога очень даже может быть полезным такое лицо. Это я, как человек увлечённый психологией, говорю))

Ну и последнее, что мне предстояло — это собрать странички по парам в листочки и сшить саму обложку для развивающей книги, что я и сделала в двух вариантах. Первый вариант — это выворотные странички — то, что нам показала Евгения Плясова и по её примеру я всё повторила, как смогла:


Этот вариант как-то меня сперва удивил, потом насторожил, а потом разочаровал. Почему-то я даже не думала раньше, что можно выворачивать странички развивающей книги. Как-то мне попадались на глаза в Интернете только фото с книгами, где края обработаны косой бейкой. Ну вот я получила полезный опыт, попробовав сшить и выворотные странички. Они вполне заслуживают право на существование, если будут мягкими, с небольшим количеством нашитых элементов. А я жёсткость в страничках люблю)) чтоб уж если пришита какая-то деталька — то намертво, чтобы никто не смог оторвать))) Поэтому вторую книжку я обрабатывала уже косой бейкой:


Это было довольно легко и больше мне понравился внешний вид книжки в итоге. Тут главное, чтобы все странички были одного размера, с ровными краями и прямыми углами — тогда их легко соединять в листы, легко бейкой обшивать. И бейку лучше всего покупать хлопчато-бумажную (она матовая), а не синтетическую (она блестящая и гладкая на ощупь), чтобы она не скользила, а ровненько ложилась. Либо можно скроить бейку самой — я посмотрела, есть на ютюбе очень много видео про косую бейку. Есть даже много вариантов, где бейка вовсе не косая, а прямая))) Ну это, конечно, кто к чему привыкнет и кто как понимает все выгоды от того или иного варианта раскроя и пошива.
Итак, хочу подвести итог своей работе)) он очень простой: шить развивающие книжки своими руками — это здорово! Всем рекомендую! Обязательно реализуйте свою мечту, если вы давно задумывались о развивающей книге для своего ребёнка. Нам только кажется что-то сложным и трудным, пока не взялись за дело. А там, когда решился и взялся за дело, как говорится, глаза боятся, а руки делают! У вас всё получится! Всем желаю успехов в творческом труде! И радости вашим деткам от маминых трудов)))